В Тарту сакура цветет

Ах, сколько б ни смотрел на вишни лепестки

В горах, покрытых дымкою тумана, —

Не утомится взор!

И ты, как те цветы…

И любоваться я тобою не устану!

Ки-но Томонори

#разгребая_архивы

В дождливую прохладную субботу 16 марта 2019 в Тарту состоялась премьера оперы Мадам Баттерфляй. Эту оперу в Тарту любят и ставят её часто. Если в Риге постановка идет в почти неизменном виде с 1925 года, то в Тарту (если я правильно поняла), Мадам Баттерфляй ставили часто: в 1927, 1936, 1949, 1952, 1964, 1975, 2004.

Режиссер Роберт Аннус не стал изобретать велосипед и обошелся без режоперских ходов. Я бы сказала, что новая постановка Мадам Баттерфляй – это современная классика. Ничего лишнего, очень лаконично, элегантно с неизменными японскими атрибутами – ворота-тории, кимоно, ширмы, бонзай, танто, цветущая сакура. Сценография сдержанная и практически не меняется. Очень аккуратная работа со светом, оттеняющая настроение разных мизансцен – а всего-то разная подсветка задника с изображением гор вдалеке. Да, банально и кто-то скажет, что это штампы, но когда это все вместе создает настроение, но не нагружает и не мешает следить за развитием истории любви и смерти Чио Чио Сан, то пусть уж лучше такие «штампы».

Долго и подробно описывать, как именно поставили оперу не имеет смысла – все развивается по сюжету. Классика с замечательными исполнителями, на которую можно приходить в любом возрасте без какой-то особой подготовки. Хочу отметить две особо удачные, на мой взгляд, находки (перед самым возвращением Пинкертона) – нежный хореографический этюд в исполнении японской балерины, служащей в балетной труппе театра Ванемуне Саяки Нагахиро. Получилась мечта о любви под сакурой – легкие плавные движения в многослойном шифоновом кимоно серо-бело –розовых оттенков. Нежность и красота. И второй момент – появление птиц. После этой весны, сакуры, птиц и танцев, смерть Баттерфляй вызывает особенно щемящие эмоции.

Правдивость японскому колориту придает участие хорошо знакомой рижанам японской сопрано Хироми Омура. Роль Чио Чио Сан Хироми играла многократно в разных театрах и постановках, поэтому ее действия максимально естественны, никакой натянутой игры, а проживание роли.

Пинкертона играет польский тенор Рафаль Бартминский – обаятельный пройдоха почти под два метра, зубы заговаривает девушке виртуозно.

Шарплес – наш опытный американский консул Янис Апейнис. Накосячил Пинкертон, а отдуваться, успокаивать девушку, находить правильные слова приходится консулу. Тут уж надо эффектно покурить и все обдумать.

Судзуки – Александра Ковалевич, именно она играет в театре Ванеймуйне Кармен. В роли Судзуки тоже хороша. Прекрасно понимает, что мечтам хозяйки не суждено сбыться, но поддерживает наивную Баттерфляй изо всех сил.

Вчера малый дом театра Ванемуйне был наполнен прекрасными голосами любимых актеров. Чистое удовольствие и заслуженные продолжительные овации.

Однозначно ехать в гости к соседям, смотреть и наслаждаться. Кстати, театр Ванемуйне расписание на весь сезон выкладывает уже к концу мая, так что план поездки можно составить очень своевременно и купить отличные билеты.

В Тарту сакура цветет: 2 комментария

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы