Гамлет, не рассказывай мне сказки!

#разгребая_архивы На днях (13.04.2019.) в опере состоялась премьера двух одноактных балетов: Гамлет и (Не) рассказывай мне сказки, в хореографии солистов нашего балета – Антона Фрейманиса и Эльзы Леймане.

Быть или не быть?

(c) Agnese Zeltiņa

Пьеса Шекспира Гамлет столетиями вдохновляет на постановки, фильмы и даже (гораздо реже) балеты. Теперь и в Риге появился Гамлет, пересказанный хореографическим языком. Практически любая постановка таких бессмертных пьес, как пьесы Шекспира, обращает внимание на разные аспекты взаимотношений героев, да и их характер и мотивация, не смотря на один и тот же текст, меняется. Я уж не говорю о том, что исполнители ролей вовсе не обязательно того же пола, что их персонажи – Гамлета могут играть и девушки, а Офелию – юноши и это будет отлично.

Наш рижский Гамлет (Карлис Цирулис) очень молодой, тяжело переживающий гибель отца юноша. Погибший отец для него был главным авторитетом и остался таким и после смерти – призрак (Сергей Нейкшин) отлично манипулирует сыном. На мой взгляд, Карлис тут показал себя не только как молодой и многообещающий танцовщик (это мы уже знаем и ценим), но и драматический актер.

В короткий одноактный балет все перепитии самой длинный пьесы Шекспира не поместятся, поэтому внимание сосредоточено на главном – убийство отца и его месть руками сына.

Начинается история с борьбы двух братьев за внимание Гертруды (Александра Астрейна). Побеждает в этой интересно решенной драке Клавдий (Александр Осадчий), а не законнный муж – отец Гамлета. Покойник оказался мстительным, науськал сына и в итоге всех утащил на тот свет, даже любовь нежной Офелии (Марта Озолиня) не отвлекла Гамлета от мести и не нарушила планов тени отца Гамлета.

Под музыку Рахманинова и нашего современного молодого композитора (или как теперь модно говорить на русском – композиторки) Линды Леймане история захватывает сразу и не отпускает до самогй последней сцены – стрела летит в Гамлета. Финал истории.

На сцене нет ничего – черное пространство во всю глубину и ширину. Из декораций по сути только струящийся, живой и меняющийся белый свет, концентрирующий внимание на персонажах. И еще стрелы – исчезающие и появляющиеся по одной, снопами, летящие во всех направлениях во всю высоту, выстраивающиеся в одну линию, разящие, указывающие. Опасная красота.

При таком минимализме очень важную роль играют костюмы от наших опытных в театральных делах дизайнерах MAREUNROL’S. Их костюмы были в опере Евгений Онегин в постановке Жагарса, в этой же опере в Михайловском театре в черно-белой постановке Жолдака, в опере Макбет в Риге, в опере Саломея в Мариинском. Костюмы Марите Мастиня-Петеркопе и Роланд Петеркопса театральны и как нельзя лучше сочетаются с современным и минималистиным прочтением.

История принца Датского получилась внятной. Ясно абсолютно все – мотивация, с страхи, сомнения и смерть за смертью. Очень понравилось хореографическое решение дарки братьев, разговора тени отца Гамлета с сыном и указание, как мстить, гибель Офелии, убийство Клавдия. Кордебалету уделено должное внимание, что сразу положительно сказалось на слаженности и ритме. Запала Фрейманиса хватило на полноценный драматический одноактый балет, причем он абсолютно не похож на его прошлогоднюю хореографию – короткий, солнечный и радостный этюд Over the hills.

Балет мне понравился, причем настолько, что захотелось увидеть его с Балет мне понравился, причем настолько, что захотелось увидеть его с первым составом: Гамлет — Кристапс Яунджейкарс, тень отца Гамлета – Раймонд Мартынов, Гертруда – Байба Кокина, Клавдий – Виктор Сейко. Не думаю, что составы тут исключительно принципиальны, но что разные составы придадут разные оттенки – очевидно. Балету – быть и жить! Точно посмотрю еще.

Разноцветные сказки

(c) Agnese Zeltiņa

Одноактный балет Леймане вдохновлен разноцветными сказками Иманта Зиедониса и балетным опытом – Эльза перетанцевала множество принцесс в балетных сказках. В этом балете несколько сказок – Серая, Янтарная, Красная, Синяя, Белая и Пёстрая. Сквозные персонажи – Серая девочка (Алисе Прудане) и Он (Артур Соколов), который, наверное и рассказывает ей сказки, в которые ей боязно поверить. До конца эту сквозную историю не поняла, придется подробнее изучить программку.

Цвет сказок находит свое отражение в насыщенном свете в нише на заднем плане, на фоне которого четким черным силуэтом выделяется группа современных музыкантов – композитор сказок Янис Шипкевич, музыканты Матисс Чударс и Каспарс Курдеко. Так же цвет присутствует в костюмах танцоров – красная подкладка кринолинов, нижний зеленый слой шифоновой юбок.

Хореография Леймане без сюрпризов, в уже сформированном ею стиле. Не скажу, что все сказки, Зиедониса ли, балетные, ли мне удалось считать. В Зеленой сказке в начале танцовщицы напомнили птиц, но лес в город, как мне показалось, не пришел. В Пёстрой сказке во второй части хореография очень хорошо легла на ритм и четкое исполнение Карлиса Цирулиса, Кристапса Яунджейкарса и Александра Осадчего. Из программки с удивленеим узнала, что в Белой сказке была Анна Павлова и принц. В общем, придется перечитать любимые в детстве сказки Зиедониса, программку и осмыслить увиденное.

Гамлет, не рассказывай мне сказки!: 4 комментария

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы